Мобильное приложение Xabar.uz для Android устройств. Скачать ×
IOS qurilmalar uchun Xabar.uz mobil ilovasi. Скачать ×

Какие новшества вводятся в избирательное законодательство Узбекистана

Какие новшества вводятся в избирательное законодательство Узбекистана

Одной из задач, внесенных в Государственную программу по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в «Год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий» была разработка и принятие единого Избирательного кодекса, отвечающего международным нормам и стандартам. И это неслучайно. Ведь авторитет страны на мировой арене во многом определяется открытостью и демократичностью его избирательной системы.

А демократичность и открытость этой системы во многом зависят от законодательных основ выборов. Безусловно, ядром избирательной системы является Конституция страны. В соответствии со статьей 7 Конституции «Народ является единственным источником государственной власти». Это, по сути, законодательная гарантия демократии и основная норма для избирательных законов в государстве.

25 июня 2019 года глава государства подписал Закон «Об утверждении Избирательного кодекса Республики Узбекистан». При этом в ходе разработки данного документа проделана определенная работа по инвентаризации избирательного законодательства и обобщению национальной практики подготовки и проведения выборов; изучен опыт более 20 стран, в том числе Франции, Голландии, Канады, Италии, Швеции, Бельгии, Польши, Албании, Белоруссии, Азербайджана, а также международные избирательные стандарты, в том числе рекомендации БДИПЧ ОБСЕ, предложения Венецианской комиссии Совета Европы.

Немаловажным фактом явилось то, что Избирательный кодекс был разработан с участием всех политических сил и партий страны, институтов гражданского общества и принят по итогам всенародного обсуждения. Об этом свидетельствуют ряд новых моментов, отразившихся в документе. Это - закрепление норм, согласно которым исключается институт квотирования депутатских мест в Законодательной палате для представителей Экологического движения, сохранив при этом общее количество депутатских мест в Законодательной палате (150 мест). И теперь политические партии   имеют право выдвигать не 135, а 150 кандидатов от всех избирательных округов. Впервые в национальном законодательстве определено, что «единственным субъектом избирательного процесса являются партии». То есть право на выдвижение кандидата в Президенты, кандидата в депутаты Законодательной палаты, кандидата в депутаты местных Кенгашей имеют только политические партии. В Избирательном кодексе упраздняется порядок выдвижения кандидатов в районные (городские) Кенгаши народных депутатов органами самоуправления граждан. Тем самым, политические партии обладают исключительным правом выдвижения кандидатов в депутаты областных, районных и городских Кенгашей народных депутатов.

Также у избирателей появилась возможность поддерживать участие в выборах более одной партии, а не как раньше только одной партии. Законодательно закреплено, что они вправе ставить подпись в поддержку одной или нескольких политических партий.

Выдвижение осуществляется высшими органами политических партий, порядок подбора кандидатов в депутаты определяется самими политическими партиями.

При этом число женщин должно составлять не менее 30% от общего числа кандидатов в депутаты, выдвинутых от политической партии, и политические партии правомочны выдвинуть кандидатом в депутаты членов своей партии или беспартийных. Кроме того, увеличено количество доверенных лиц кандидатов в депутаты: 10 – для парламента, 5 - областных Кенгашей, 3 – районных и городских Кенгашей. Усилена также роль наблюдателей от политических партий в обеспечении гласности и демократичности выборов.

Они могут получать копии документов о результатах выборов сразу после составления протокола избирательной комиссии по итогам подсчёта голосов. Установлен порядок незамедлительного вывешивания на избирательном участке копии протокола участковой избирательной комиссии о подсчете голосов для всеобщего ознакомления на срок не менее чем 48 часов.

В Избирательном кодексе исключаются ограничения по участию в выборах лиц, содержащихся в местах лишения свободы за совершенные преступления, не представляющие большой общественной опасности и менее тяжкие преступления.  Дальнейшему расширению избирательного принципа «Один избиратель - один голос» служит тот факт, что впервые созданы условия для голосования всех наших соотечественников, проживающих за рубежом. Прежде участвовать в выборах могли только узбекистанцы, официально зарегистрированные в консульских представительствах.

Теперь – все граждане Узбекистана, временно или постоянно проживающие за рубежом, могут обратиться в один из созданных там избирательных участков или зарегистрироваться на официальном веб-сайте Министерства иностранных дел и проголосовать. Важно при этом отметить, что в выборном законодательстве нет ни малейшего акцента на принудительный характер участия в выборах. У нас нет никаких даже символических санкций. Это свидетельствует о высокой степени доверия к политической и правовой культуре граждан страны и предполагает наличие у них понимания значимости исполнения своего гражданского долга и моральной ответственности за результаты выборов.

Таким образом, новшества в избирательном законодательстве подтверждают идею о том, что стабильность и жизненность Конституции ярко проявляются в процессе постоянного наполнения новым содержанием законодательных актов, не отставая от духа времени.

Джавакова К.В.,
начальник  кафедры
Академии МВД Республики Узбекистан, доктор философских наук, профессор

Комментарии 0

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии

Вход

Заходите через социальные сети