Новости в нашем Телеграм канале Подписаться ×

Исторические основы региональной взаимосвязанности Центральной и Южной Азии

Исторические основы региональной взаимосвязанности Центральной и Южной Азии

Фото: «caa-network.org»

По инициативе Президента Узбекистана Шавката Мирзиеева 15-16 июля в Ташкенте состоится международная конференция «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности». В конференции примут участие более 250 участников из 40 стран и международных организаций, включая Президентов Узбекистана, Афганистана, премьер-министра Пакистана, министров иностранных дел и высокопоставленных представителей стран Центральной и Южной Азии, других зарубежных государств, руководителей авторитетных международных и региональных организаций, ведущих научно-исследовательских и аналитических центров. На форуме будут обсуждены возможности продвижения инициатив, направленных на развитие торгово-экономического, транспортно-коммуникационного и культурно-гуманитарного сотрудничества в контексте дальнейшего углубления региональной взаимосвязанности.

Взгляд на Южную Азию через Ташкентскую площадку – это случайный зигзаг в политике, или возвращение к истокам традиций и взаимных связей?

С избранием Ш.М.Мирзиёева Президентом Республики Узбекистан динамика изменений приобрела более масштабный характер, олицетворением которого стало выражение «Новый Узбекистан».

В рамках реализации Стратегии действий по развитию Узбекистана в стране были инициированы и осуществлены масштабные реформы, затронувшие государственную и социальную сферы, экономику и другие направления жизни общества.

Реализация принципа «главный приоритет внешней политики Узбекистана – Центральная Азия» позволила кардинально изменить атмосферу в регионе, придав отношениям совершенно новую динамику. Это способствовало укреплению взаимосвязи между странами Центральной Азии, что позволило решить целый ряд важнейших вопросов, которые долгие годы выступали препятствием и тормозили сотрудничество.

При этом, углубление регионального сотрудничества способствует взаимодействию стран Центральной Азии с соседними государствами и международными организациями.

Исторически сложилось так, что наш регион на протяжении многих столетий была одним из важных центров торгово-экономического и культурного обмена между Азией и Европой, основным связующим звеном на маршрутах Великого шёлкового пути.

По мнению американского эксперта, основателя и председателя Института Центральной Азии и Кавказа Стивена Фредерика Старра, в течение нескольких столетий Центральная Азия «являлась интеллектуальным хабом мира». Андре Гундер Франк – немецкий экономист, социолог и политолог, отмечая, что Центральная Азия в течение многих столетий служила важным связующим звеном между разными частями Азии, а также между Азией и Европой, определяет этот регион как Centrality of Central Asia (центричность Центральной Азии). По мнению немецкого учёного Адама Меца, гуманизм классического европейского Ренессанса не был бы возможен без предшествующего философского ренессанса в Центральной Азии.

Высокий уровень интегрированности стран-соседей позволяет не только реализовывать совместные проекты, но и создает условия для развития транспортно-логистических коридоров и выхода на новые рынки за пределами региона. Особенно в Южную Азию – регион, исторически тесно связанный с Центральной Азией в историко-культурном, экономическом, социальном и культурно-цивилизационном измерениях.

Территории Центральной и Южной Азии являются одной из древнейших колыбелей человеческой цивилизации, имеющих чрезвычайно богатую историю, живое культурное наследие.

Непосредственные контакты между Центральной и Южной Азией существовали уже в эпоху Хараппской цивилизации (3-2 тыс. до н.э.). В течение столетий происходил процесс взаимного обогащения культур.

Древние согдийцы жившие почти 2000 лет назад эффективно прокладывали торговые маршруты по Южной и Юго-Восточной Азии. Соединяли разрозненные регионы, развивая торговлю и культуру.

В свою очередь, для земледельческих оазисов Центральной Азии усвоение лучшего в культуре стран Южной Азии, стало одним из факторов развития культур народов нашего региона.

Объединяющим культурно-религиозным фактором двух регионов был – Буддизм. Центральноазиатский регион сыграл важную роль в становлении буддизма в качестве мировой религии. Как свидетельствуют археологические находки пещерного монастыря в Кара-тепе, храмово-монастырского комплекса в Фаяз-тепе, монументальные буддийские здания в Дальверзин-тепе, Айртаме, Зар-тепе и других местах Центральной Азии в I веке до н.э. эта религия с севера Индии достигла Западного и Восточного Туркестана.

В Центральной Азии были найдены и письменные свидетельства ее непосредственных связей с Южной Азией – буддийские рукописи на бересте в пальмовых листьях.

Древняя астрономия и математика Южной Азии оказали большое влияние на центральноазиатскую науку, что хорошо видно в работах Аль -Хорезми.

Трактаты древних индийских врачей и Ибн Сино легли в основу развития современной медицины.

Книга хорезмского учёного-энциклопедиста Беруни, посвящённая исследованию Индии, стала шедевром средневековой научной мысли всего мира.

Культура государства Бабуридов в Южной Азии это прямое продолжение тимуридского Ренессанса в Центральной Азии.

Как писал академик И. Муминов: «Бабур и Акбаршах в Индии продолжали лучшие традиции, сложившиеся в Средней Азии при Темуре, связанные с развитием экономики и культуры».

В частности, Акбаршах провозгласил в своем государстве «мир для всех» как высший принцип политики религиозной толерантности, отказ от любой дискриминации иноверцев, полная свобода вероисповедания.

Интеллектуальная связь через великих мыслителей распространявших идеи, основанных на принципах гуманизма и взаимоуважительного просвещения пронизывает историю и культуру двух регионов.

Потомок тюркского рода лочин из Шахрисабза, Амир Хосров Дехлеви является величайшим поэтом Индии, Он ввёл газельный стиль песни, который до сих пор широко распространен в Индии и Пакистане. Его называют «голосом Индии» (Тути-е Хинд).

Другой выходец из тюркского знатного рода Центральной Азии, известный поэт и мыслитель Мирза Асадулла-хан Голиб – основатель литературного языка урду, является символом и гордостью Индии и Пакистана.

Потомок выходцев из Бухары Сайед Абдулла Шах Кадри Гилани, известный как Булле Шах – философ и суфийский поэт, считается «отцом пенджабского просвещения».

И очевидно, что Центральная и Южная Азия обладают богатейшим, уникальным наследием, входящим в сокровищницу мировой цивилизации, и не случайно по количеству объектов Всемирного культурного наследия оба региона занимают лидирующее положение на азиатском континенте.

К сожалению, ряд исторических обстоятельств, как передел колоний со стороны европейских метрополий в XIX веке, новые границы в азиатском континенте и другие причины привели к распаду устоявшихся традиционных связей и прекращению взаимосвязанности двух сопредельных регионов.

Поэтому данная идея Президента Узбекистана на дальнейшее углубление внешнего сотрудничества Центральной Азии с выходом на Южную Азию, исторически тесно связанную с нашим регионом в экономическом, социальном и культурно-цивилизационном измерениях, является не случайной, а глубоко выверенной, продуманной и своевременной.

Поэтому эта международная конференция высокого уровня нацелена на многостороннее обсуждение модели взаимовыгодной стратегической связки «Центральная Азия – Южная Азия» в транспортно-логистической, энергетической, торговой, производственной, инвестиционной, технологической и особенно в культурно-гуманитарной сферах.

Не случайно отдельная секция форума посвящена вопросам сотрудничества в сфере изучения, сохранения и продвижения историко-культурного наследия Центральной и Южной Азии; взаимодействию в сферах образования, социальной поддержки и защиты интересов молодежи, здравоохранения, науки и технологий, экологии, туризма.

Алишер САБИРОВ,

начальник отдела изучения историко-культурного наследия и гуманитарных исследований Международного института Центральной Азии, кандидат исторических наук, доцент, адъюнкт-профессор Шэнсийского государственного педагогического университета (КНР)

Комментарии 0

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии

Вход

Заходите через социальные сети