Проблемы предотвращения клеветы и оскорблений в Интернете

В последние годы проблемы предотвращения клеветы и оскорблений в Интернете в Узбекистане стали еще более сложными. Конечно, такие страны, как Казахстан, Кыргызская Республика, Азербайджан, Турция и Россия, которые расположены в регионе, близком к нашей стране, приняли правовые нормы на уровне уголовного закона, чтобы не допустить клеветы и оскорбления людей.
Однако, с быстрым развитием Интернета и увеличением обмена информацией через социальные сети растет и количество негативного опыта.
Иногда наблюдается неспособность отличить клевету от оскорбления. Тем, кто не очень разбирается в законах, трудно отличить оскорбительное от клеветнического.
Следует подчеркнуть, что оскорбление — это умышленное, непристойное оскорбление чести и достоинства человека. В этом случае человек подвергается жесткой дискриминации, ему дается отрицательная оценка. В случае оскорбления наблюдается унижение чести и достоинства человека путем ругани и использования грубых слов.
При рассмотрении утверждения как оскорбления неважно, является ли оно правдой или ложью, а важно, выражено ли оно неуместным образом и противоречит ли оно нормам морали. Например, если кто-то ругается в адрес другого человека и публикует грубый «комментарий» на его странице в социальных сетях, это считается оскорблением, даже если то, что он говорит, правда.
Что можно сказать о клевете?
Распространение лжи, заведомо направленное на то, чтобы опозорить невиновного человека, является клеветой. В этом случае информация, распространяемая злоумышленником, должна быть унизительной для другого человека, и клеветник должен знать, что эта информация далека от истины. То есть, нужно намеренно, умышленно распространять ложь, чтобы опозорить кого-то.
Для предотвращения этих двух видов противоправной деятельности в нашей стране действует ряд правовых норм и мер, однако, в этом процессе возникает ряд проблем, которые нельзя игнорировать.
В частности, хотя законы о клевете и оскорблении содержат необходимые нормы, не всегда возможно добиться быстрых судебных решений из-за длительности следственных процессов. Информация распространяется особенно быстро в Интернете, и пока человек, которого оклеветали или оскорбили, не сможет защитить себя в суде, у общественности могут сформироваться ложные представления из-за доверчивости.
Здесь особая роль принадлежит социальным сетям и интернет-платформам. В Узбекистане популярны многие социальные сети (например, Facebook, Instagram, X) и интернет-платформы (Youtube, Telegram). Однако, предотвратить клевету и оскорбления в результате распространения информации на этих платформах весьма сложно. Их система отчетности и надлежащего реагирования на случаи онлайн-злоупотреблений часто оказывается неэффективной.
Поэтому необходимо предпринять ряд мер для предотвращения клеветы и оскорблений. Наряду с совершенствованием правовых механизмов, сотрудничеством администраторов социальных сетей и государственных органов в этом направлении, а также развитием информационных технологий, важное значение в решении такой проблемы имеет защита прав граждан на неприкосновенность частной жизни.
Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
Вход
Заходите через социальные сети
FacebookTwitter